Научно-практический медицинский журнал «Medicine Review» - переводы и обзоры зарубежной медицинской периодики. 

Комбинация некоторых макролидов и блокаторов кальциевых каналов может быть опасной для пожилых пациентов

В канадском исследовании, выполненном группой ученых под руководством Juurlink D. на базе Sunnybrook Research Institute и Institute for Clinical Evaluative Sciences, Торонто, провинция Онтарио, была выявлена нестандартная реакция пожилых пациентов (65 лет и старше) на одновременное назначение препаратов группы блокаторов кальциевых каналов (БКК) и некоторых макролидов (кларитромицина и эритромицина). Реакция на указанную комбинацию препаратов проявлялась в выраженном падении артериального давления (вплоть до шокового состояния в некоторых случаях). По мнению авторов исследования, причиной такой необычной реакции пациентов является потенцирование макролидами эффекта БКК за счет ингибирующего влияния на изофермент 3А4 системы цитохрома Р450, однако точный механизм взаимодействия на данный момент не установлен. Прием эритромицина повышал риск развития гипотонии на фоне терапии БКК в 6 раз, прием кларитромицина – в 4 раза. Интересно, что третий изучаемый макролид, азитромицин, не вызывал выраженной гипотонии при одновременном назначении с антигипертензивными препаратами (что, возможно, объясняется отсутствием у азитромицина ингибирующего влияния на изофермент 3А4 системы цитохрома Р450). Авторы исследования заключили, что при необходимости в терапии макролидами у пожилых пациентов, принимающих препараты класса БКК, целесообразно назначать именно азитромицин.

 

Juurlink D., Wright A., Mamdani M., Horn J. «The risk of hypotension following co-prescription of macrolide antibiotics and calcium-channel blockers.» CMAJ, Published online ahead of print 17 January 17, 2011

Источник: Canadian Medical Association Journal

Полезные ссылки